ЗВЕЗДНЫЙ МАЭСТРО Леонид Тимошенко

25 мая 2010 года. Волна будущего от Леонида Тимошенко

http://sites.google.com/site/nashdnepropetrovsk/o-znamenitostah/volnabudusegootleonidatimosenko

В конце мая в Днепропетровске прошла серия концертов музыканта виртуоза Леонида Тимошенко, организованная группой энтузиастов из Днепропетровского театрального училища.

Кандидат физико-математических наук, композитор, руководитель международного проекта «Волна будущего», дипломант Книги рекордов Гиннеса за самое продолжительное музыкальное произведение, лауреат многих международных фестивалей искусств - это далеко не полный перечень всех регалий выдающегося артиста.

Во время пресс-конференции в информационном агентстве "Новый мост" маэстро с удовольствием отвечал на вопросы журналистов, а также согласился дать эксклюзивное интервью, которое оказалось очень интересныи и насыщенным. Несмотря на многочисленные звания и успехи, Леонид Тимошенко прост в общении, легко подхватывает любую тему для обсуждения, и виртуозно ею играя, блестяще дает ответы на самые неожиданные вопросы.

– Как получилось, что физик и математик, человек, призванный сидеть в тиши библиотек и выдумывать формулы, стал гастролировать с концертами?

– На Земле существует два межнациональных языка – язык науки и язык искусства, дающих людям возможность познания этого мира. Я, как ученый, защитил кандидатскую диссертацию по астрофизике, закончил экстерном консерваторию, и мне всегда было интересно исследовать, что можно сделать со звуками, светом, музыкой. В этом плане много возможностей экспериментатору дают синтезаторы. При этом я отказался от компьютерной обработки звуков. Ведь в каждом синтезаторе уже есть свои хорошо отработанные программы, которые позволяют работать со звуком и давать свою какую-то энергию слушателям. Я взял три совершенно разных «по характеру» синтезатора: классический симфонический оркестр, электронный «космический» и эдакий «необузданный тинейджер», который может сотворить со звуками что-то невообразимое. Все это я соединил в одну конструкцию и играю вживую, вне зависимости от метронома, добавляя свои эмоции, частенько импровизируя со звуками. В Днепропетровск я привез 4 различных программы, с разным настроением. Каждая композиция у меня сопровождается своим видеосюжетом. Видеосюжеты не повторяют музыку, а дополняют ее, придавая какую-то философскую нотку звукам. Это дает возможность создания в помещении любой величины создания своеобразного театра, шоу, когда на фоне экрана происходят еще световые эффекты, лазерные, и все это обволакивается звуками.

– Какова аудитория ваших слушателей?

– От 7 до 70 лет. Моя музыка – вне стилей, она объединяет поколения. Днепропетровск – молодой город, и в то же время здесь очень сильны музыкальные традиции. Буду очень рад, если днепропетровцы разного возраста поймут, что моя музыка – это их музыка.

– Вы виртуозно играете на рояле. По сравнению с синтезатором рояль обедняет музыку? И вообще, как называется Ваш музыкальный стиль?

– Полную экспрессивность созданных на синтезаторе композиций рояль, конечно, не может передать. В то же время это – нечто живое. В самый разгар моего «синтезаторного» концерта любая композиция, сыгранная на рояле, может дать совершенно другое направление всему вечеру. Это живой инструмент, он входит глубоко в душу. А мои композиции на синтезаторе я отношу к так называемому стилю «Три М»: Моцарт, Меркьюри и Мулен Руж. В принципе, несоединимые вещи. И тем интереснее их соединять! Идет «Show must go on», а потом вдруг – скрипичный концерт. Трагедия Меркьюри объединяется с печалью скрипки – и мы получаем одиночество человека в мире шоу-бизнеса, когда человек становится как бы «с маской». А законы шоу-бизнеса очень жесткие, они редко дозволяют снимать эту маску безболезненно. И что происходит на концерте? Сама гармоничность музыки заставляет сопереживать, испытывать какие-то новые чувства. И часто бывает, что после окончания композиции люди не знают, что делать. Они даже не аплодируют сразу, несколько десятков секунд приходя в себя. Для меня это – самые высокие аплодисменты, вот эта тишина.

– Вы пишете музыку на сюжеты из жизни, или музыка сама дает сюжеты для видео?

– То, что я играю, я называю «арт-романтизмом». Потому что каждая композиция дает элемент рассказа, а не просто растворения в музыкальном пространстве. Я могу рассказать и о малой родине – околице села, и об энергии космических достижений, сыграть танец дельфинов и объяснить, почему никто на земле, кроме них, выбрасываясь из воды, не вращается вокруг своей оси десять раз. Вот у меня есть композиция «Солнечный ветер». Можно показать солнце, можно показать ветер, можно показать солнечный ветер… Я же показал… Битлз. Это был как раз тот солнечный ветер, который смел на земле все старое. Это элемент какой-то двойной ассоциации. Который включает интересные механизмы нашего организма. Наверное, такая подача – это уже от ученого пошло: мне интересно пробовать новое, исследовать реакцию слушателей на то или иное нововведение.

– Известно, что многие физики и математики были великолепными музыкантами. Действительно ли между этими сферами так много общего? И что из них что влечет за собой?

– У меня написано 5 книг, сейчас пишется шестая, о землетрясениях и разрушениях в душе человека. В книге «Между Стоунхенджем и Аркаимом» есть глава, которая называется «Об устройстве мира». В ней я пишу о вселенских музыкальных законах, о «золотом сечении». Ведь еще Пифагор об этом говорил, что и музыка, и математика – космические знания, подчиняющиеся одним и тем же законам. Гармония космоса – гармония музыки. Поэтому на всех конференциях я говорю о вот этой связи между музыкой и наукой. И то, что мы не можем объяснить с помощью науки – а каждые 100 лет научные парадигмы коренным образом меняются – мы объясняем с помощью музыки. Это искусство проходит через время. Известно, что Бах создавал свои произведения по законам построения храмов. Естественно, он не знал этих законов, не представлял формул. Но у него внутри жило это знание. А мы, живя уже в более структурированном мире начинаем осознавать гениальность этих людей, которые опередили свое время. Вот наш проект «Волна будущего» старается привлекать к себе людей, которые НЕ ТАК пишут музыку и картины. Мы считаем, что люди одаренные являются самым большим достоянием государства и мы стараемся обратить на них внимание общества.

– Для Ваших концертов необходимо определенное помещение – с акустикой и т.д.? Или их можно слушать даже в маленькой комнате?

– Раз в месяц я даю концерты в центре Москвы, в Большом зале Библиотеки им. Ленина. Но я играл и в парках, вот вскоре планируется концерт в Лианозовском парке. Были очень большие концерты в Петергофе, на побережье в Варне, в Генуэзской крепости на Украине. Это концерты несколько другого плана. Другие эмоции, другое восприятие. А вот в небольшом зале Днепропетровского планетария получается совершенно камерный концерт, с потрясающими эмоциями и отдачей.

– Какие трудности возникают для создания лазерного шоу на открытом пространстве или в маленьком зале?

– Для чего нужны световые эффекты? Не для того, чтобы соединить ноту «до» с красным цветом, а ноту «фа» - с синим. Были такие механические подходы, скажем, Скрябинская цветовая система или система Римского-Корсакова. Но все это не находит особого отклика, думается, потому именно, что механический подход. У меня же подход чисто эмоциональный, цвета не связаны с нотами, а диапазон цвета связывается с эмоциями. И тогда происходит восприятие, что называется, «всеми фибрами души».

– Есть ли у Вас ученики или последователи?

– Да, есть. У меня есть даже учебник «Космическая школа композитора». Это принципиально другой, в отличие от классического, к композиторскому искусству. И уже многие мои ученики выступали со своими композициями, давали концерты. И действительно, каждый концерт – это своего рода лаборатория, где новое рождается здесь и сейчас. Мои ученики могут сыграть любую тему, заказанную из зала. Импровизируют на ходу. Если серьезно рассмотреть то, что мы делаем, то это игра не НА ИНСТРУМЕНТЕ, а игра С ИНСТРУМЕНТОМ. Как мы играем с мячиком, с ребенком. Вот возьмите великих композиторов, музыка которых вечна – обо многих их них говорят, что они играли с инструментом, попирая общепринятые каноны музыкальной культуры того времени. Индийская музыка дает огромные возможности для импровизации. Музыка барокко тоже всегда была импровизационной, каждый представитель той эпохи вносил что-то свое. Музыканты, играя ТАК, С ИНСТРУМЕНТОМ, не устают даже после многочасовых концертов. Ведь они не затрачивают той энергии, которую нужно затратить на РАБОТУ. Поэтому концерты приносят исполнителю удовольствие. Поэтому часто на концертах я представляю своих учеников, которые могут сыграть на любом инструменте, например, на шланге от пылесоса. И они так умеют менять диапазон на этом инструменте, что получается совершенно дивная музыка. Да, другая, необычная, но это музыка. Это гармония. Я стараюсь на своих концертах показывать что-то новое, необычное. Это расширяет границы познания мира, увеличивая гармонию нашего существования. Я с интересом наблюдаю за детьми "индиго", знаком со многими из них. Они пишут потрясающую музыку - другую.

- Все-таки, возвращаясь к своему вопросу, что же первично: занятия наукой дают толчок к музыкальному творчеству - или занятия музыкой развивает способности к наукам? Например, можно ли с помощью занятий музыкой повлиять на успешность обучения ребенка в школе?

- Безусловно. Все дети ведь рождаются артистами, они открыты космическим знаниям, познают мир и творят, говорят свое "я", раскрывают свое творческое начало. К сожалению, система нашего воспитания и обучения в школах, подавления воли ребенка, быстро закрывает "космос" для него. Человечек становится винтиком в механизме. Иногда бунтует, но в основном, смиряется, закрывает свое творческое начало. Но это же смирение закрывает и многие мозговые центры. И вот тут-то и приходит на помощь музыка, гармония космоса, которая не позволяет мозгу умирать, закрываться. Но вообще-то, нельзя сказать, что вот ребенок пошел в музыкальную школу, и сразу начал решать задачки по математике. Нет, гармония наступает постепенно, освобождая человека от оков общественных условностей, социальных ограничений. И тогда он раскрывается - не обязательно в сторону математики. Могут открыться способности в какой-то другой области. Главное, что раскроется душа. Это даже может происходить, когда ребенок не ходит через силу в музыкальную школу, а просто посещает с родителями концерты, картинные галереи. Т.е., впитывает в себя то, что мы называем вечным искусством. Гармонию мира. Вот это я считаю важным - дать человеку возможность прикоснуться к гармонии, быть в гармонии, жить в гармонии. С собой и с миром. Знаете, та музыка, которую я пишу, дает интересные эффекты в области осознания гармонии мира. Мне многие взрослые говорят после концертов, после прослушивания дисков: "Теперь я знаю, как мне жить". Это очень приятно. Дети идут в восприятии дальше. Очень часто на камерных концертах дети у нас рисуют, мы даем им краски. А потом они играют "нарисованное". У меня разработан так называемый метод "Обучения без обучения", который подразумевает комплексный подход к воспитанию, начиная с физического и заканчвая философским. Мы организовывали круглый стол в Государственной Думе России и наш проект вызвал неподдельный интерес в правительстве.

- А в чем конкретно состоит проект?

- Сейчас у молодежи есть хорошее слово "короче". "Короче", с помощью музыки можно дать сильный толчок к развитию ребенка. У нас есть много свидетельств, когда дети, признанные педагогами умственно отстающими, после нескольких концертов стали опережать в развитии своих сверстников. Вот такой вот интересный эффект. И мне кажется, если мы и в России, и на Украине поймем, что самая большая задача искусства - дать толчок развитию человека, как Человека с большой буквы. Давно ведь уже физиологи говорят, что мозг взрослого человека на 90% не используется, что-то в нем как бы блокируется. И вот они исследовали, что определенная музыка воздействует на мозговые центры, открывая их. У нас есть материалы по исследованиям, как музыка некоторых американских мультфильмов, наоборот, закрывает эти мозговые центры. Именно поэтому я считаю, что хорошая музыка детей должна сопровождать непременно: пусть дети играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, изучают музыкальную культуру, рисуют - нудные уроки пения и рисования в школе должны превратиться в интересные формы комплексного ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ.

Елена Непокора